Если реально смотреть на вещи, то в России почти все дороги далеки от идеала. Однако будем считать бездорожьем только проселки, поля и леса нашей Родины. Всем нам время от времени приходится по ним ездить - на дачу, за город на отдых, и.т.д., поэтому умение водить машину по бездорожью не будет лишним. Для начала узнаем о том:
Что нам поможет?
• Лопата. Купите саперную лопатку. Она не занимает много места. Есть даже складные модели. Если лопатка с деревянной ручкой, то обмотайте ручку черной, тканевой изолентой (руки не будут скользить). Найдите место в стальной части лопаты, куда можно вбить гвоздь и забейте его. Ручка гарантировано не вылетит. Обязательно заточите лопатку по кругу. Так будет легче копать, а в случае необходимости и рубить древесину.
• Топор. Купите топор средних размеров. Ручку тоже можно обмотать изолентой. Если ручка деревянная, то можно вбить пару гвоздей в самую верхнюю часть ручки – так топроище будет лучше держаться. Топор должен быть хорошо заточен.
• Домкрат. Лучше купить их два – основной и дополнительный. Сделайте подставки под домкраты – из крепкой, плоской, широкой доски. Если придется поднимать машину на почве, то, без подставок машина не будет подниматься, а напротив - домкрат начнет уходить в землю под весом машины. Положив широкую доску под домкрат, вы избежите этого.
• Коврик. Можно купить туристический коврик, в рулоне. Он не занимает много места. Если все равно не хотите забивать багажник - то отрежьте от него половину и уложите на дно багажника. Когда будете откапывать машину из грязи – он очень пригодиться.
• Рабочая одежда. Камуфляж или рабочий комбинезон. Чтобы было не жалко запачкать.
• Лебедка. Приспособление на любителя. Пригодится для сильного бездорожья. Имеет смысл брать лебедку, которая рассчитана на вытягивание веса в два-три (и более) раза превышающего массу вашего автомобиля.
• Буксировочный трос. Можно применять штатный, но лучше купить запасной. Чем большую нагрузку он выдерживает, тем лучше.
• Цепи на колеса. В продаже такую экзотику найти тяжело. Но если вы сможете достать их или изготовить – то берите с собой - они существенно повышают проходимость. Но их надо использовать очень осторожно, при выезде на твердую поверхность сразу снимать!
• Верные помощники и друзья. Чрезвычайно полезные попутчики. Потому как в одиночку очень тяжело вытаскивать застрявшую машину. В крайнем случае, можно воспользоваться помощью местного населения или других водителей, но она не всегда возможна и не факт что будет безвозмездной.
Движение по бездорожью в сухую погоду
Основная опасность - неровности дороги. Поэтому не поленитесь лишний раз выйти из машины и осмотреть предполагаемый путь движения. Определите опасные места. Оцените состояние и высоту препятствий, а также расстояние от дороги до днища автомобиля, это очень важно (у российских авто расстояние примерно 15 см ). Если препятствие выше – попробуйте его устранить (лопатой, топориком). Если это не возможно - подумайте о путях объезда. Если решили ехать – двигайтесь медленно и аккуратно, держите руль двумя руками и крепко. Если едете по колее, оцените ее глубину - чтобы не задеть днище автомобиля. Выезжать из колеи можно на поворотах. Если нет поворота, применяйте следующий метод:
Для примера рассмотрим, как выехать вправо (влево выехать можно так же так же, только движения рулем производятся наоборот). Сбросьте немного скорость (чуть отпустив педаль газа, но, не бросая ее, и не нажимая на тормоз), слегка качните рулем влево и сразу выворачивайте его вправо. Руль держите крепко, двумя руками! При движении по щебенке или гравию у вас может возникнуть желание, прибавить скорость - не делайте этого. Гравий или щебень достаточно неплохо держит машину, но только до скорости 40- 50 км/ч . При превышении этой скорости машина теряет управление.
Мокрая грязь.
Очень опасное явление. Для начала проверьте маршрут (описано выше). После чего начинайте движение. Стартуйте очень аккуратно и потихоньку. Перейдите на вторую передачу и не жмите педаль газа до упора! Двигайтесь с постоянной скоростью (насколько это возможно), любые торможения или ускорения могут привести к заносу машины (колеса начнут буксовать). Если вы забуксовали на месте, то сразу же прекратите газовать. Этим вы еще глубже посадите машину в грязь. Выйдете из машины, и посмотрите, в какой стадии находится процесс буксования (насколько глубоко колеса зарылись в землю). Иногда бывает достаточно подтолкнуть машину сзади или спереди (решите куда лучше выезжать). Садитесь за руль, включайте первую передачу, прибавляйте газ и плавно отпускаете сцепление. Газу много не давайте, это бесполезно, придержите сцепление в середине хода и плавно отпустите. Помощник раскачивает машину, толкает ее. Если почувствовали что машина выезжает – не жмите педаль газа до упора, иначе снова засядете в лужу. Нажимайте газ аккуратно, как раньше. Если у Вас заднеприводный автомобиль, то можете посадить пару товарищей на заднюю часть машины (тогда нагрузка на ведущие колеса возрастет, и они лучше будут цепляться за землю) и попробовать выехать (только вперед!). Если машина переднеприводная – то сажайте друзей на капот и выезжайте назад. Если выехать не удалось, то выключите двигатель, выйдите из машины и устройте перекур. Вам предстоит продумать, как вытягивать машину. Вот тут и пригодится ваш арсенал.
Если машина просто села в грязь, попробуйте подложить под колеса ветки, палки, насыпать песок (с обочины или же с берега речки). Обычно это помогает выехать. Можете так же уменьшить давление в шинах – до 1 атмосферы. Если сдуете колеса больше – покрышка может оторваться от диска. И тогда останется только идти в близлежащую деревню за трактором.
Если машина не желает выезжать и уже села на землю своим днищем, то ситуация немного ухудшилась и значит придется попотеть. Вынимайте домкраты, топор, саперную лопатку и за дело. Нарубите дров. Палки должны быть толщиной от 5 до 10 см . Длину подберите сами. Иногда приходится выстраивать целую дорожку до того места, где можно ехать без опаски застрять - асфальта или щебенки. Подкладывайте под домкраты подставки. И поочередно поднимайте колеса машины. Подняв колесо, положите в ямку траву или же ветки, чтобы закрыть углубление, а на них уже кладите «дрова». После чего опускайте колесо. И так четыре раза. После этого машина стоит на деревянной «дороге», а не сидит на днище. Можно начинать ехать. Но будьте аккуратнее - чаще всего, начиная движение на «деревянной дороге» водители сразу сажают машину после нее. Поэтому имеет смысл построить дорогу до выезда на нормальное покрытие - времени уйдет больше, но если не построить, то поднимать машину с «брюха» придется раз 5-6. Построив дорогу - спокойно и плавно выезжайте.
Трос как лебедка.
Можно вытягивать машину тросом. Для этого один конец троса закрепляется на стволе прочного дерева. Можно обернуть вокруг дерева и защелкнуть карабин, а можно и пристегнуть один карабин к проушине автомобиля, взять второй конец, обойти вокруг дерева, вернуться к машине и пристегнуть второй. Все зависит от длины троса и расстояния до дерева. После чего надо срубить свежую дубину (не свежая, может треснуть от нагрузок). Дубину лучше выбирать в руку толщиной или больше. Длина – примерно 2 метра . Все зависит от того, на какой высоте от земли висит трос. Есть смысл поднять его повыше, чтобы взять дубину больше. Если трос у вас в один слой (одним концом к машине, другим к дереву), то отстегните трос и оберните им пару раз дубину, после чего пристегните обратно. Если в два слоя – то вставьте дубину между стропами троса. После чего сажайте помощника в машину (или садитесь сами), включайте двигатель и первую передачу. Дальше действовать так – один газует, другой закручивает трос посредством дубины. Трос, закручиваясь вокруг себя, сокращает свою длину. И машина двигается вперед. А двигателем вы только помогаете ей. Тут самое главное чтобы не лопнул трос, и не сломалась дубина. Если она затрещала, то прекратите попытки и идите искать дубину толще и крепче.